Период стагнации советской экономики 1970–80-х гг. отмечался застоем и в развитии белорусского кинематографа. Количество выпущенных кинолент, как, впрочем, и интересных художественных решений, уменьшилось, но традиция экранизации литературных произведений не прервалась. Однако в отличие от предыдущего десятилетия, в некоторых фильмах этой эпохи не прослеживалась прямая связь с литературным сюжетом, многие фильмы снимались «по мотивам».
Сценарист Ю. Лакербай и режиссер В. Рубинчик, создатели фильма «Могила льва» (1971), всячески избегали ассоциаций своей картины с одноименной поэмой Янки Купалы, вместо этого ссылаясь на народные легенды. Однако и название, и главная линия поэмы, отраженная в фильме, свидетельствовали об обратном. Из-за неудачных попыток вписать в фильм социальные конфликты – вплоть до панского угнетения крестьян, – он получился эклектичным по форме и содержанию. Так вышло и с экранизацией драмы «Раскиданное гнездо», снятой в 1981 году театральным режиссером Б. Луценко, который во многом отошел от литературной основы.
В 1970-е гг. предпринимались и другие попытки воплощения литературных произведений в кино – провокационные. В. Туров, который в прошлом десятилетии обрел славу самого смелого белорусского режиссера картинами «Через кладбище» и «Я родом из детства», своей кинопленкой «Воскресная ночь» (1976) по пьесе А. Петрашкевича «Тревога» поднял проблему деревенского алкоголизма. Показав детдомовцев, страдающих психическими расстройствами, режиссер удачно сочетал художественные и документальные сцены, тем самым добившись своеобразного катарсического эффекта. Кроме того, фильм «Воскресная ночь» был рискованным еще и потому, что в условиях господства социалистического реализма критиковал бюрократизм, заострял социальную несправедливость советской действительности. Картина В. Турова была награждена на Всесоюзном кинофестивале за режиссуру (1977).
Кинематографическое переосмысление повести В. Быкова «Сотников» произошло в 1976 году в картине Л. Шапитько «Восхождение», где каждый герой подходит к границе своих возможностей в критический момент жизни.
Во время кастинга ассистенты опирались на образ Иисуса Христа, когда подбирали актера на роль Сотникова (ее исполнил Б. Плотников). Исключительной в белорусском кино стала финальная сцена – восхождение Сотникова на собственную голгофу. Фильм долгое время считался небезопасным, речь даже шла о его запрете, и только личное вмешательство П. Машерова позволило картине выйти в свет. Сама режиссер, которая во время съемок своего последнего фильма тяжело болела, признавалась:
Восхождение. Последнее интервью Ларисы Шепитько // Литературное обозрение. 1979. № 9. С. 103. |
«[Эту историю я вижу] только как историю о себе. О человеке, который по воле судьбы мог быть рожденным на 30 лет раньше, который попал в знакомую всем трагическую ситуацию, прошел все испытания, прополз все эти метры по снегу сам, сам погиб, сам предавал, сам выживал...»
Фильм «Восхождение» стал одним из наиболее титулованных за всю историю экранизаций белорусской литературы. Выпущенный киностудией «Мосфильм», он первым среди советских фильмов получил высшую награду на Международном кинофестивале в Западном Берлине (1977), был удостоен ряда призов на Международном кинофестивале фильмов о свободе и революции (СФРЮ, 1977) и был оценен даже на Кубе.