В 1980-е Виктор Туров решил воплотить то, что не удалось Владимиру Корш-Саблину: как можно точнее экранизировать белорусский роман-эпопею. Так появился на свет многосерийный фильм по мотивам «Полесской хроники» Ивана Мележа. Мележ, по мнению Василя Быкова, «дал литературе произведение такой глубины и такого эпического размаха, именно которого не хватало в нашей национальной культуре». Важность романа для белорусской литературы, глубина проработки персонажей обусловили продолжительность переноса произведения на экран: воплощению замысла было уделено более шести лет:
● 1981 г. — кинофильм «Люди на болоте» (2 серии, 15 частей);
● 1982 г. — телефильм «Апейко» (8 частей);
● 1983 г. — фильм «Дыхание грозы» (2 серии, 14 частей);
● 1984 г. — фильм «Близкое и далекое» или «Крещенские морозы» (7 частей);
● 1985 г. — восьмисерийный вариант для белорусского телевидения (56 частей).
Если перевести весь материал, отснятый Туровым, в метраж обычных односерийных фильмов (приблизительно 90 минут), то из этого получится десять картин.
Это значит, что съемочной группе приходилось выпускать почти по два фильма ежегодно, что говорит о колоссальной работе создателей. Туров однажды признался, что «пиетет перед романом местами обернулся против нас же», имея в виду сложность поставленной задачи: необходимо было поместить богатую идеями и темами первую часть «Полесской хроники» в мизерный для нее метраж. Однако съемочной группе удалось справиться с этой непростой задачей: киноверсия вышла привлекательной для зрителя.
В советском кинопрокате фильм посмотрели 4,1 млн человек, и это учитывая тот факт, что на сеансы допускались тольки лица старше 16 лет.
Экранизация мележевского романа стала заметным событием не только в белорусском кинематографическом пространстве. Завершенный двухсерийный фильм «Люди на болоте» сразу же обратил на себя внимание жюри международных конкурсов — он получил первую премию на Всесоюзном кинофестивале 1982 г., представлял советское кино на Международном фестивале в чехословацком городе Карловы Вары, где был награжден призом «За актёрский ансамбль»; позже авторы фильма стали лауреатами Государственной премии СССР.
Лейтмотивом всего цикла фильмов стал показ персонажей-полешуков — Ганны, Василя, Ходоськи, Миканора — как естественных, неподдельных, даже былинных, чему способствовала сочиненная композитором Олегом Янченко музыкальная драматургия. Массовые сцены, пейзажи, панорамы деревни, озер, болот, крестьянских хат — все работает на показ уникальности белорусского Полесья. Центральное место в фильмах занимает треугольник Василь — Ганна — Евхим, исполненный соответственно Юрием Казючицем, Еленой Борзовой и Борисом Невзоровым. Именно эти три образа наиболее раскрываются с развитием сюжета.
На главные роли выбрали московских актеров, но большинство лиц в эпизодах была хорошо знакома завсегдатаям Купаловского театра: Геннадий Гарбук, Мария Захаревич, Стефания Станюта, Виктор Манаев, Геннадий Овсянников, Александр Гарцуев. Интересно, что Гарбук, которого зрители помнили по телеспектаклю 1965 г. как Василя, в фильме играл роль отца Ганны.
В цикле кинокартин режиссер обратил внимание на не очень явные конфликты литературной трилогии, примером чего являются фильмы «Апейко» и «Крещенские морозы», где режисёр подробно раскрывает образы Апейко и Башлыкова в спорах о преобразованиях в деревне. Похожие изменения в кино переживает и образ деревенского активиста Миканора, который в первых сериях киноцикла неукоснительно придерживается идей и решений партии, а в следующих его убеждения переживают кризис: Миканор способен и сочувствовать деревенским кулакам Глушакам, и простить набожность своей матери.
Тем не менее Туров и его коллеги, сознательно или нет, смягчили остроту социальных конфликтов, потому что драматизм событий Полесья 1920-х так или иначе рассматривался через призму далеких 1980-х, и поэтому эпизоды коллективизации, гражданской войны и установления власти советов виделись менее разрушительными.