Зарождение: Проститутка и Свинопас | Wir.by
Кто и о чём снимал кино в Беларуси? История от первых картин молодой страны до нашего времени. Часть первая: 1926–1945 годы.

Зарождение: Проститутка и Свинопас
baravik
Никита Боровик

Зарождение: Проститутка и Свинопас

Белорусское кино
Это 1 часть цикла
Белорусское кино
1. Зарождение: Проститутка и Свинопас
2. Партизаны. Паровозы. Робинзоны
3. Эпоха экранизаций
4. Конец прекрасной эпохи
5. Конец семидесятых
6. Полесская хроника
7. Перестройка
8. Девяностые

Не секрет, что кинематограф, превратившись из невероятного зрелища и развлечения в полноценный вид искусства, средство идеологического и эстетического влияния, так или иначе обращался к литературе как основе для своих сюжетов. И литература охотно шла навстречу молодому, незрелому кино, в некоторых случаях создавая удачный симбиоз. Так, только за период до Октябрьской революции было сделано около 40 экранизаций произведений Льва Толстого, а сам писатель не единожды утверждал:

‎Кинематограф понятен огромным массам, притом всех народов. И здесь можно написать не четыре, не пять, а десять, пятнадцать картин‎.

В то время как Жорж Мельес совершил переворот в сфере монтажа и спецэффектов, Дэвид Гриффит запустил производство художественных фильмов, а в немецком кино расцветал экспрессионизм, белорусский кинематограф только зарождался: в 1924 г. был создан трест «Белгоскино». Посмотрим, как литературные произведения воплотились в жизнь на экране, и попробуем понять, существует ли белорусская кинематографическая традиция.

Довоенный этап развития белорусского кино ставил перед собой преимущественно две задачи: идеологическую и просветительскую. Поэтому неудивительно, что и литературная основа выбиралась соответствующая.

image1.jpgАфиша фильма «‎Лесная быль»‎ Так, официально первая, как ее тогда называли, белорусская фильма была снята по повести «Свинопас» Михася Чарота, члена литературного объединения «Молодняк». Из его повести возникла известная картина «Лесная быль» режиссера Юрия Тарича (1926). Весь советский пласт белорусского кино выпускала единственная студия – «Советская Беларусь» (с 1946 г. – «Беларусьфильм»).

Сюжет картины практически дублирует события, описанные в повести Михася Чарота. Советско-польская война 1919–1921 гг., борьба белорусских легионеров с ненавистным врагом, картины родной природы и, наконец, изгнание захватчиков – все это нашло отражение на пленке. Ко второй особенности «Лесной были» можно отнести короткую экспозицию: в отличие от писателя, который неспешно вводит в сюжет Гришку-свинопаса, его отца Лявона и других персонажей, Юрий Тарич намеренно или для экономии пленки переходит сразу к стремительному темпу приключенческого кино. Патриотический пафос и воссоздание исторических событий в поляризованном свете «добро-зло», где добро – это красноармейцы, а зло – агрессивные и безжалостные поляки, также присутствует.

Первым белорусским фильмом могла считаться лента Олега Фрелиха под названием «Проститутка», снятая «Белгоскино» на базе московской киностудии. Фильм снимался одновременно с «Лесной былью», причем производство «Проститутки» было завершено раньше. А вот с премьерой Тарич опередил конкурента, поэтому именно «Лесная быль» вошла в историю как первый художественный фильм, снятый в Беларуси. Тем не менее, в свое время «Проститутка» имела успех, во многом обусловленный провокационным названием и остросоциальной тематикой, и позволила тресту «Белгоскино» заниматься съемками и впредь.

Следующие экранизации произведений белорусской литературы этого периода не были такими революционными, они придерживались той же тематики и культурной традиции:

Литературное произведение

Фильм

Повесть Анатоля Вольного «‎Двое‎»

«‎Сосны шумят» (1929), реж. Леонид Молчанов

Повесть Якуба Коласа «‎На просторах жизни‎»

«‎Песня весны‎» (1929), реж. Владимир Гардин

Повесть Петруся Бровки «‎Каландры»

«‎Кто твой друг?» (1934), реж. Михаил Авербах

Повесть Янки Мавра «Полесские робинзоны‎»

«‎Полесские робинзоны» (1935), реж. Иосиф Бахар, Леонид Молчанов

Повесть Змитрака Бядули «‎Соловей»

«‎Соловей» (1937), реж. Эдуард Оршанский

  • Фильм «‎Полесские робинзоны» – первая звуковая картина в белорусском кино. В ее создании участвовал Янка Мавр, одноименная повесть которого послужила основой для сценария. К сожалению, фильм сохранился только частично.

  • Фильм «‎Песня весны» не сохранился вовсе.

  • Змитрок Бядуля (вместе с Николаем Таубе и Эдуардом Оршанским) был одним из сценаристов картины по мотивам своей повести «‎Соловей», а также активно участвовал в создании костюмов и декораций.

image2.jpgКадр из фильма «‎Палесскія рабінзоны»Кроме белорусской прозы, первоосновой картин в белорусском кинематографе нередко служили произведения русских писателей. Так, успешными стали одноименные экранизации рассказа Юрия Тынянова (советский писатель, 1894–1943) «‎Поручик Киже‎» режиссера Александра Файнциммера – очевидный кинофарс о временах императора Павла I, и произведений Антона Чехова «Человек в футляре», «Медведь», «Маска», «Налим».

Вскоре белорусское кинопроизводство прервала Великая Отечественная война. Она сделала невозможными творческие искания в сфере киноискусства. Соответственно, сузилась тематика картин, за выпуск которых стала отвечать Центральная студия документальных фильмов. Так, среди пленок военного времени наиболее распространенными были фрагменты спектаклей, народных танцев, которые составляли так называемые военные журналы.

На этом фактически завершается начальный этап развития белорусского кинематографа. После освобождения Минска в столицу вернулись съемочные группы, и на протяжении следующих 25 лет производственные цеха и съемочный павильон размещались в здании костела святых Симеона и Елены (Красного костела).

История
Кино
Беларусь
БССР
1920-е
XX век