В 1990-е изменения, начавшиеся в период перестройки (коммерциализация, тесное сотрудничество с телевидением, ориентация на широкую зрительскую аудиторию), охватили весь государственный кинематограф. Можно провести параллель между одинаково застойными 70-ми и 90-ми. Ни прокатные организации, ни кинотеатры не были заинтересованы в белорусской кинопродукции, что было вызвано социальной нестабильностью и открытием мирового кино, дефицитного еще несколько лет назад. Известный польский режиссер Кшиштоф Занусси привел свои доводы на этот счет:
«...страна, где 10 миллионов людей, не может рассчитывать на коммерческий успех своего кино. Коммерчески успешное кино может быть в Индии, в Америке, в России — в больших странах... Но если 10 миллионов, как в Венгрии и в Чехии, кино будет убыточным».
Две спорные картины — «Тутэйшыя» (1993) по пьесе Янки Купалы, запрещенной на протяжении почти 60 лет, и на «На черных лядах» (1995) по рассказам Василя Быкова «На черных лядах» и «Перед концом» — отметили переход белорусского кино на новый, постсоветский этап.
К табуированным темам, а именно трагическому и незавидному месту белорусов среди соседей и антисоветским настроениям белорусского населения, обратился режиссер Валерий Пономарёв.
Первый из названных фильмов так и не был показан на телевидении и до сих пор находится в архивах «Беларусьфильма». В 2007 году телеканал «Белсат» осуществил попытку переснять фильм по мотивам пьесы классика. Режиссёр Валерий Мазынский точно отразил события, описанные Купалой. Проблема в том, что «Тутэйшыя» 2007 года — это скорее фильм-спектакль с хорошей актерской игрой и реквизитом, но слабый с кинематографической точки зрения.
Картину «На черных лядах» (1995) можно рассматривать как арт-хаус о кровавом Слуцком восстании 1920 года. Фильм не только осмысливает историческую травму, разделившую белорусов на два, а то и три лагеря, но и насыщен психологизмом. В нем мало динамики, однако он умело выстроен в контексте сопереживания персонажам, оказавшимся в непреодолимых исторических обстоятельствах.