Локация № 1
Дом
В основном белорусы считали, что души предков (их называли дзядамі) после смерти остаются жить в пределах дома. Разместиться все эти привидения могли в нескольких местах.
Печка и печной столб
Печь у белорусов была сакральным центром дома и воплощала культ огня. Хорошая печь означала благосостояние. Кафельная печь считалась особым шиком: такая не только выглядит красивее, но и дольше сохраняет тепло.
Считалось, что родственники после смерти опекают дом. Поэтому неудивительно, что дзядам под их бестелесное существование отдавали такие значимые для дома места, как подпечек (отверстие под печкой, где теплее всего) или печной столб.
Печной столб – это самая главная часть печки. Кроме того, он назывался дзед, что также подчеркивает связь столба с культом умерших (иногда его даже внешне делали похожим на человека). Логика была довольно простой: дом и хозяйство опекают души предков, печной столб – это центральный столб дома, главная его опора. Значит, здесь, под печным столбом, и должен жить домашний бог-предок. В таком случае он поддерживает дом как в переносном смысле – помогает в ведении хозяйства, так и в буквальном – держит на себе главный столб здания.
Поскольку в одном доме могли жить довольно долго (100, 200, 300 лет), а всех умерших прапрадедушек и прапрабабушек не запомнишь, на смену богу-предку пришел домовой – он же хозяин и подпечник. Как видно из последнего имени, домовой мог жить в запечном углу, в подпечье или под все тем же печным столбом. Кроме жилья, домашний дедок получал в наследство и работу бога-предка – помогал в хозяйстве.
Чердак
Души могли ютиться на чердаке. Мертвые предки и здесь заботились о живых потомках. Так, если в доме рожала женщина, то знахарка, которая принимала роды, стучала длинной метлой в потолок, чтобы души помогли роженице.
Порог
Поскольку через двери входили в дом, к теплой печке, и выходили в потенциально враждебный мир, то порог в высшей степени символизировал границу между жизнью и смертью.
Белорусы верили, что через двери и окна входит и выходит душа. Под порогом даже хоронили детей-покойников. Когда из дома выносили гроб, то трижды легко ударяли им о порог – чтобы вытрясти душу.
Раньше вход в дом специально делали ниже человеческого роста, чтобы каждый, кто переступал порог, не забывал поклониться предкам. При этом на сам порог наступать было нельзя.
Локация № 2
Кладбище
«Люди, где родились и вскормлены, к тому месту великую любовь имеют». Можно полагать, что таким образом в представлении белорусов вели себя и души умерших: где похоронены, то место и любят больше всего. Как люди при жизни жили в деревнях и селах, так их души собирались после смерти на кладбище и создавали там поселения.
Однако не все духи жили в поселениях мертвых. Были также и привидения – непрытомнікі. Ими становились души колдунов, некрещеных детей и самоубийц – они не могли уйти в мир иной и превращались в русалок, оборотней и другую нечисть «низшего ранга». Чтобы отогнать этих привидений, на ночь крестили окна.
Однако больше, чем привидений, остерегались белорусского полтергейста – «приблудившегося» домового. Если «свой» домовой помогал хозяевам дома, то этот чужак только вредил, за что даже получил кличку гвалтоўнік. Чтобы прогнать такого гостя, использовали вербальную магию – заговоры и заклинания.
Локация № 3
Иной мир
До прихода христианской традиции с разделением иного мира на ад и рай, по представлениям белорусов души попадали в вырай. Однако и позже христианская традиция не помешала душам предков приходить в гости к потомкам.
Такое посещение совершается на Дзяды. Этот праздник имеет множество названий и отмечается в разное время. Однако обычно визит духов выпадает на начало ноября, когда сама земля будто умирает.
На Дзяды наводили порядок на кладбище, в домах и во дворе. Прежде чем встречать бестелесных гостей, белорусы мылись в бане. При этом в бане оставляли немного воды и веник для предков. Если кто-то задерживался, подгоняли, чтобы и им дал помыться.
Главным моментом праздника была еда – поминальный ужин. Перед его началом хозяин звал предков на ужин, открывая окна и двери. Количество блюд и спиртного было различным. Но сколько бы ни ели и сколько бы ни пили, обязательно накладывали и наливали для предков. О них же в основном и разговаривали.