Минск трудно сравнить с Парижем или Прагой. Он не являлся королевской резиденцией, до ХХ века не имел и столичного статуса. Минск был относительно небольшим провинциальным городом, в котором, однако, неоднократно возводились интересные архитектурные сооружения. К сожалению, их судьба практически всегда складывалась трагично, и сегодня нам только и остается, что прогуливаться по неоднозначно реконструированным улицам Старого города. Минск лишался своей истории целыми улицами и кварталами.
1. Костел Святого Яна
Этот барочный костел принадлежал католическому ордену бонифратов и располагался при одном из многочисленных монастырей Минска. Находился он под Высоким рынком, в самом начале Козьмодемьяновской улицы (сегодня на этом месте остановка возле станции метро «Немига»). После того как в результате второго раздела Речи Посполитой город оказался в составе Российской империи, костел и монастырь действовали еще несколько десятилетий. Но в 1830–1831 годах произошло восстание, которое изменило отношение новой администрации к белорусским землям. Началась политика русификации, а католики стали массово лишаться костелов и монастырей. Подобная участь постигла и костел Святого Яна, который был конфискован в 1836 году и разрушен в 1860-х.
2. Казанская церковь
Из каменных сооружений Минска наибольший урон понесла сакральная архитектура, и это не случайно. Если царская власть на нашей территории почти целое столетие последовательно сражалась с католицизмом, то советская власть вела борьбу с любой религией. И при каждом удобном случае свою идеологическую нелюбовь подкрепляла разрушительными действиями.
Одной из первых жертв новой политики стала Свято-Казанская церковь, возведенная в конце XIX века на месте, где сейчас находится площадь Мясникова. Подрыв состоялся в 1936 году с одобрения лидеров тогдашней БССР – Гикало, Голодеда, Червякова. Интересный факт: инженер Григоренко, руководивший подрывом минских и витебских святынь, в 1960-е годы стал одним из самых активных участников диссидентского движения и сильно раскаивался в том, что совершил в молодости.
3. Гостиница «Европа»
Построенная еще в XIX веке, эта гостиница после ряда реконструкций (последняя – в стиле модерн) стала самой большой в Минске. Она была гордостью города, ее изображение часто помещали на открытках. Здание было полностью разрушено во время Второй мировой войны.
В 2007 году гостиница «Европа» обрела новую жизнь, которая, однако, началась на новом месте и в ином виде – был надстроен «лишний» этаж.
4. Дворец Чапского
Кто из минчан не знает графа Кароля Гуттен-Чапского? Даже очень далекие от истории люди что-нибудь да слышали про знаменитого мэра – то на Октябрьской нарисуют огромный мурал с его портретом, то выпустят в честь графа пиво… Нужно сказать, что это заслуженно: Чапский по праву считается одним из лучших мэров Минска. Неудивительно, что у такого человека был собственный небольшой, но очень красивый дворец на главной улице – Захарьевской. Возведено это эклектическое здание было в 1894 году. В 1920-е у дома появился опасный «сосед» – НКВД, и, говорят, именно это соседство решило судьбу здания. Дворец Чапского пережил две мировые войны, но в 1949 году его разрушили при перестройке на тот момент уже Советской улицы. Знаток Минска Михаил Володин утверждает, что дворец уничтожили по личному распоряжению руководителя КГБ Лаврентия Цанавы.
5. Нацбанк СССР
Может сложиться не совсем правильное впечатление, будто советская власть только и делала, что уничтожала здания. Но это, разумеется, не так. Советская эпоха оставила после себя множество интересных сооружений в стиле конструктивизма, монументального классицизма, сталинского ампира. До Второй мировой войны тон задавали конструктивисты: в этом стиле строились все самые значимые государственные и общественные учреждения.
Интересным примером советского конструктивизма стало здание Нацбанка, которое находилось напротив сегодняшнего универсама «Центральный». Фасад Нацбанка резко выделялся на фоне соседних классицистических и модерновых двух- и трехэтажных зданий. Однако Нацбанку сильно досталось во время войны. И ему не нашлось места в планах восстановления города.
6. Доминиканский костел Святого Фомы Аквинского
Этот изысканный барочный костел, главный храм доминиканского монастыря, многократно перестраивался и менял свой облик. Костел действовал до подавления восстания 1863–1864 годов. Примерно в это время он лишился боковых башен. В первые десятилетия ХХ века в здании разместили пожарное депо, вместо части фронтона к костелу пристроили деревянную пожарную башню. И все же была надежда на то, что здание сохранится: в 1926 году костел получил статус историко-культурной ценности – случай по тем временам исключительный. А дальше – война, которую костел не без потерь, но пережил, после чего (еще одна почти невероятная ситуация) здание не снесли, а законсервировали. Но случилось неожиданное: в 1950 году Минск получил новый генплан, в соответствии с которым в центре города должна была вырасти Октябрьская площадь с памятником Сталину. Могла ли статуя вождя советского государства стоять на одной площади с католическим костелом, пусть и получившим охранный статус? Ответ очевиден. Специальная комиссия постановила, что костел ценности не имеет, его восстановление невозможно, и в том же 1950 году он был уничтожен.
7. Иезуитский коллегиум
Иезуиты – знаковый католический орден, который оставил заметный след в истории Беларуси. Став движущей силой Контрреформации, иезуиты развернули широкую просветительскую и проповедническую деятельность, открыли целую сеть «средних специальных» учебных заведений – коллегиумов. Такой коллегиум был и в Минске, возводили и реконструировали его на протяжении первой половины XVIII века. Комплекс состоял из собственно коллегиума, костела и школы, также в нем была лаборатория и аптека.
В конце XVIII века назначение этих зданий изменилось, но главное – они продолжали жить. Комплекс выдержал несколько войн, в том числе две мировые, но был уничтожен бюрократией – руководство послевоенного Минска не заботилось о судьбе исторических памятников. Здание коллегиума и башню с часами снесли вскоре после войны, школу полностью перестроили в 1968 году. Костел лишился башен и всех барочных элементов. Впрочем, ему в этой истории все-таки повезло – сегодня строение реконструировано, в нем находится Архикафедральный костел Пресвятой Девы Марии.
8. Холодная синагога
Минск потерял не только архитектурную историю – он лишился и части своего многонационального колорита. Столетие назад город говорил на четырех разных языках (идише, польском, белорусском и русском). Один народ физически уничтожали, другой выехал или ассимилировался, третий – забыл свой язык. Свидетельницей того чудесного разнообразия могла бы стать Холодная синагога на Немиге. В 1920-е годы это здание являлось одним из самых старых в Минске – считается, что оно было построено не то в XVI, не то в начале XVII века. Холодной синагога называлась по очевидной причине – ее не отапливали, работала она только летом, а в холодное время года молились в «теплых» синагогах. Здание было небольшим по площади, но выглядело эффектно – большие контрфорсы и узкие окна впечатляли. В 1960-е, когда полным ходом шло уничтожение старой Немиги, здание синагоги снесли. В наше время на этом месте находится паркинг.
9. Минский городской театр
До конца XIX века театральная жизнь бурлила в том районе Минска, где сейчас находится площадь Свободы. Здесь действовал иезуитский школьный театр, также спектакли ставили в ратуше и домах богатых горожан. Сценическое искусство получило новый толчок после открытия здания первого городского театра, который проработал более 50 лет – с 1825 по 1884 год. Самым значительным событием на сцене театра стала премьера оперы «Селянка» («Идиллия») – первой «взрослой» постановки, во время которой с театральных подмостков прозвучал белорусский язык. В межвоенный период театр перестроили, однако до провозглашения независимости нашей страны здание не дотянуло: в 1984 году его снесли.
Сегодня на его месте находится восстановленная гостиница «Европа».
10. Автовокзал «Московский»
К сожалению, разрушение ценных зданий продолжилось и после 1991 года. Сносятся или тотально «реконструируются» как старинные каменные постройки, так и некоторые интересные современные сооружения. Ярким примером стала история автовокзала «Московский». Его открыли совсем недавно, в 1999 году. Проект получил положительные отзывы и ряд архитектурных наград. Однако история этого необычного здания оказалась слишком короткой – в начале 2014 года на месте вокзала компания «Газпром» запланировала строительство своего комплекса, и очень скоро, уже летом, вокзал снесли.
Остается надеяться, что список сноса достойных сохранения зданий будет пополняться все реже.