В Беларуси было три легендарных учебных заведения. Это Виленский университет, воспитавший филоматов и филаретов: Адама Мицкевича, Яна Чечота, Томаша Зана, а также восстание 1831 года. Это Горы-Горецкая сельскохозяйственная академия, взрастившая Константина Вереницына с «Тарасом на Парнасе» и почти весь студенческий фольклор начала века. Третье заведение – минский Белпедтехникум.
Это был наш Царскосельский лицей – уникальное место, в котором с небывалым рвением и невероятным качеством готовились национальные кадры. Здесь преподавали Якуб Колас, братья Лёсики, Николай Байков, Ефим Кипель, Владимир Теравский, туда приходил Владислав Голубок. Здесь учились Павлюк Трус, Пётр Глебка, Максим Лужанин, Зинаида Бондарина, Наталья Вишневская, Алесь Якимович, Микола Хведарович, Ничипор Чернушевич, Валерий Моряков, Лукаш Калюга – молодой цвет новой белорусской литратуры.
Сначала звание выпускника Белпедтехникума было почетным, ведь это была своеобразная национальная гвардия. Но в 1930-е годы, после разгрома «Узвышша» и процесса Союза освобождения Беларуси называться выпускником Белпедтехникума стало опасно. Сведения о нем первым начал собирать Леонид Моряков, и собирал он их по расстрельным делам 1937 года, потому что большинство фигурантов дел о «национал-фашистских организациях» были связаны с Белпедтехникумом.
Сегодня можно взять в библиотеке «Молодняк» за 1925 г. и найти там поэму Алеся Якимовича, которая так и называется – «Белпедтехникум». Все исчезло, но стихи и память – это то, что остается навсегда. Поэтому Белпедтехникум – одна из самых красивых наших белорусских легенд – будет жить.