Первый вопрос, который мы должны задать: «В связи с чем возникли письменность и, соответственно, литература на белорусских землях, в широком смысле — на землях восточных славян во времена Средневековья?» Большинство из вас уже знают ответ на этот вопрос: возникновение изящной словесности и вообще письменной традиции связано с принятием христианства.
Следующий интересный вопрос: «Что такое принятие христианства? Это было событие, осуществившееся за один день? За неделю? За месяц? За год? Оно связано с одной конкретной личностью?» Чаще всего именно так нас и учат в школе: что это был 988 год, это был киевский князь Владимир, именовавшийся после этого «Крестителем», а в народе прозванный «Красное Солнышко». На самом деле многие древние источники свидетельствуют о том, что процесс христианизации происходил не единожды: не только во времена киевского князя Владимира, а начиная с варягов Рюрика, Синеуса и Трувора, с киевской княгини Ольги.
Поскольку появление книжной письменной традиции было связано с принятием христианства, подавляющее большинство жанров словесности были направлены на то, чтобы обеспечить христианскую литургию. Неправильно представлять, будто простой светский человек мог сесть и читать Библию. К таким книгам имели отношение в первую очередь духовные лица. Светская литература, конечно, тоже существовала. В первую очередь это была не летописная литература, даже не переводные повести об Александре Македонском или о троянских деяниях, а юридическая литература. Ведь принятие христианства значило, что на земле восточных славян начала формироваться государственность. Жизнь религиозная непосредственно сопровождала жизнь политическую.
Алексей Александрович Шахматов (1864–1920) — известный русский филолог и историк, основатель исторического изучения русского языка, древнерусского летописания и литературы. |
Последнее, но очень важное замечание: когда мы говорим о литературе Средневековья, что это за века? В Х веке ещё только начали появляться книги, а в ХІІІ уже начинается период монголо-татарского нашествия. Фактически мы можем рассматривать только эти два века: ХІ и ХІІ. Могли ли физически дойти эти памятники хотя бы до исследователей ХІХ века? Не могли и не дошли. Поэтому, когда мы упоминаем концепцию известного российского ученого Шахматова в отношении древнейшего периода летописания, мы должны помнить, что он уже не держал в руках этих летописей и не мог держать. Можем мы ли с вами рассуждать о художественных особенностях жития Евфросинии Полоцкой? Не можем, потому что самый древний список этого памятника — XVI век.
По мнению Ханса Роте, «древняя литература восточных славян есть не что иное, как развитие в некоторых религиозных центрах письменной традиции, которая в отдельных епархиях сформировала своеобразную письменную культуру».
Как можно заметить, Роте даже не использует слово «литература». Ведь что такое литература в современном понимании? Это плод художественной фантазии. Такого не было во времена Средневековья. Но тогда был заложен духовный фундамент для последующего плодотворного развития письменной традиции уже в рамках Великого Княжества Литовского.