Wir.by | Империя
Через шесть месяцев после заключения в виленскую тюрьму молодого поэта высылают в Петербург, а оттуда — в глубь Российской империи. Власти надеются, что вдали от западных границ Мицкевич будет для них не опасен.
Империя
Империя

5.pngТочка 5. Петербург

В 1824 году двадцатишестилетний Мицкевич вынужден покинуть Вильну. Сюда он больше никогда не вернётся. В Петербурге за три месяца пан Адам налаживает контакты с русской интеллигенцией, знакомится с будущими декабристами Кондратием Рылеевым и Александром Бестужевым.

6.pngТочка 6. Одесса

Ссылка Мицкевича не такая уж и трагическая — по крайней мере, Сибири в ней нет. В феврале 1825 года Министерство образования направляет его в Одессу преподавать в лицее. Полгода в этом городе Мицкевич, по словам современников, проводит нескучно: живёт в центре, на улице Дерибасовской, крутит романы, бывает в аристократических салонах. С этим периодом связан цикл фривольных «Одесских сонетов».

7.pngТочка 7. Крым

Ещё один цикл — «Крымские сонеты» — считается одной из вершин поэтического творчества Мицкевича. На его создание поэта вдохновили любовные приключения. В июле и августе 1825 года под присмотром русского генерала Витта и его пассии Каролины Собаньской Адам Мицкевич путешествует по Крыму. Каролина Собаньская — бесподобная красавица, правнучка королевы Франции и русская шпионка. Поэт пленён ей, и ни тоска по Родине, ни ощущение себя изгнанником не мешают ему закрутить роман с Каролиной. В «коллекцию» Собаньской в своё время попали и критик Шарль Сент-Бёв, и литератор Жюль Лакруа, и поэт Александр Пушкин.

8.pngТочка 8. Москва

В скором времени власти Российской империи разрешают Мицкевичу выбрать новое место работы. Пан Адам едет в Москву и становится обычным клерком. Здесь его застаёт новость о том, что Конрад Рылеев и Александр Бестужев за участие 14 (26) декабря 1825 года в восстании против самодержавия и крепостничества приговорены к смерти (позднее смертный приговор Бестужеву заменён на ссылку в Сибирь).

В 1826 году ещё один известный поэт возвращается из ссылки и приезжает в Москву. Александр Пушкин и Адам Мицкевич, разные по темпераменту и характеру, с уважением относятся друг к другу. В поэме Мицкевича «Дзяды» можно найти фрагмент, в котором легко узнать фигуры обоих поэтов:

Шёл дождь. Укрывшись под одним плащом,

Стояли двое в сумраке ночном.

Один, гонимый царским произволом,

Сын Запада, безвестный был пришлец:

Другой был русский, вольности певец,

Будивший Север пламенным глаголом.

Хоть встретились не много дней назад,

Но речь вели они, как с братом брат.

Их души вознеслись над всем земным.

Так две скалы, разделены стремниной,

Встречаются под небом голубым,

Клонясь к вершине дружеской вершиной,

И ропот волн вверху не слышен им.

(перевод Вильгельма Левика)

Когда выйдет в свет поэма Мицкевича «Конрад Валленрод», Василий Жуковский скажет Пушкину: «Знаешь, брат, ведь он заткнёт тебя за пояс», на что Пушкин ответит: «Ты не так говоришь: он уже заткнул меня».

Но после национально-освободительного восстания 1830 года на территории бывшей Речи Посполитой отношения поэтов ухудшатся. Как напишет Мицкевич, «поэзия и талант нас объединили, политика — разъединила».

9.pngТочка 9. Петербург после восстания декабристов

В 1828 году в Петербурге Адам Мицкевич издаёт «Конрада Валленрода». Главный герой поэмы имеет мало общего с реальной исторической личностью, хотя Мицкевич и воспользовался образом Великого магистра Тевтонского ордена Конрада фон Валленрода: монахи-хронисты запечатлели его как еретика и врага ордена (вероятно, магистр был недостаточно щедр к Костёлу). Конрад Валленрод Мицкевича — литовец, по воле судьбы выросший в стане врага, становится Великим магистром ордена лишь затем, чтобы намеренно привести его к катастрофе. В поэме речь идёт о невозможности выбора между христианскими ценностями и долгом перед Отечеством, ставится вопрос о том, может ли быть оправдано предательство. Но посыл поэта неправильно трактуют, на что он жалуется в письмах. Так, поэма порождает политическое движение, получившее название «валленродизм». Его приверженцы стремятся к высоким постам, чтобы потом разрушать систему изнутри.

После выхода поэмы власти стали ещё больше недолюбливать Мицкевича.

В 1829 году по поддельным документам, удостоверяющим, что «больному» показано лечение в Европе, Адам Мицкевич получает разрешение на выезд за границу. Поэт покидает Петербург буквально в последние минуты, благодаря помощи друзей, которые на короткое время задерживают в канцелярии приказ об уничтожении паспорта Мицкевича.

Понятно, что в царскую Россию Адам Мицкевич возвращаться не собирается.

Часть 3: Эмиграция

RSS-лента
Рассказать о нас всем
Помочь нам
Если вы нашли ошибку, у вас есть замечания по сайту или вы хотите помочь нам, напишите, пожалуйста на help@wir.by
© Wir.by, 2020. При копировании и цитировании наших материалов, пожалуйста, не забывайте ссылаться на первоисточник, из которого вы получили информацию.