Белорусское кино
Завершение Великой Отечественной войны закономерно означало переход к новому этапу развития белорусского кинематографа: новые создаваемые коллективы, репертуар, производственная база, почти полностью уничтоженная во время оккупации.
Во второй части 1940-х годов было необходимо светлое, даже идиллическое кино. Картина «Новый дом» (1946) о счастливой жизни советского народа.
Победа в войне принесла богатство, наверное, развитие развитое, знакомое и успешное в белорусском кинематографе - тема Великой Отечественной войны. Режиссер фильма «Константин Заслонов» . В. Корш-Саблина и А. Файнциммера по одноименной пьесе А. Мовзона, поставленная на сцене Белорусского государственного театра им. Янки Купалы (повторение театрального репертуара на экране - характерная черта для художественного декорации, полностью копировалась мизансцена). Произведение было посвящено известному деятелю оршанского подполья, а позже партизанскому командиру Константину Заслонову.Для фильма характерен патриотический пафос, что особенно заметно в последнем акте: протагонист с автоматом в руке дает клятву продолжать борьбу до смерти последнего фашиста. Особенностью картины стало режиссерское решение включить в фильм кантату композитора А. Богатырёва на слова Янки Купалы:
Партизаны, партизаны,
Белорусские сыны!
Бейте ворогов поганых,
Режьте свору окаянных,
Свору черных псов войны.
Фильм « Часы остановились в полночь» (1958) реж. М. Фигуровского по пьесе А. Кучара «Это было в Минске» . Фильм М. Основополагающим на реальных событиях - деятельность В. Куба, руководитель Генерального округа Белоруссия и борьба против оккупационного режима. Большинство актеров в картине составляющих купаловцы: Д. Орлов, Л. Ржецкая, Л. Рахленко и др. В 1974 году фильм был восстановлен на киностудии им. М. Горького.
В результате были выявлены реальные факты и события трагическо-героической истории, а также исследования их морально-психологических истоков. Что касается того, что объединяет большинство послевоенных белорусских фильмов, так это то, что это диктат партийного обсуждения и ориентации на победно-пафосный показ прошлого и настоящего. Период 1945–1950-х годов еще называют малокартиньем.
КакКиностудии показывают, что в кинотеатрах не было ничего отличного от театральных спектаклей. В 1952 году московский режиссер А. Зархи заинтересовался остроумием классической постановки Купаловского театра - пьесой Янки Купалы «Павлинка» , в том же году появился одноименный русскоязычный фильм, который также состоял в художественных отступлениях от первоосновы. Сценарий Павлинка является скорее рациональной, чем озорной. Лужанин подчеркивает связь Якима с социалистическим движением. Однако колорит, увлекательность знакомых архетипических персонажей была сохранена для всесоюзного зрителя. Неудивительно, что через 20 лет кинематографисты сняли фильм «После ярмарки» , сценарий которого написал белорусский комедиограф А. Макаёнок.
Приятельство между драматургом К. Крапивой и режиссером Вл. Корш-Саблиным поспособствовало появление двух одноименных картин по мотивам пьес «Поют жаворонки» и «Кто смеется последним» (1953 и 1954 годы соответственно). Роли в синхронной картине традиционно исполняются актерами Купаловского театра. Первый фильм «Поют жаворонки» построен на конфликте между двумя методами управления сельским хозяйством, апофеозом которого становится комичная свадьба. Сатирический фильм «Кто смеется последним» благодаря творческой деятельности театра имени Янки Купалы стал большим успехом для белорусского кинематографа, получившего множество положительных рецензий.
Одним из первых цветных фильмов БССР стала экранизация пьесы В. Вольского «Нестерка» режиссера А. Зархи (1955). Автор пьесы выступал одновременно и сценаристами картин, в визуальных интерпретациях произведений акцентируется на смекалке и справедливости протагониста. Фильм «Нестерка» можно использовать в качестве кинематографических средств.
Дидактическая кинолента «Миколка-паровоз» реж. Л. Голуба по мотивам повести М. Лынькова вышла в 1957 году. Это был один из немногочисленных прославленных фильмов. Сын помощника машиниста Миколка является активным и смелым удальцом. Такой образ апеллировал к детскому интересу, чтобы юный зритель сопереживал своему сверстнику.
В одном ряду с « Миколкой-паровозом » и « Полесскими робинзонами » можно поставить детский фильм 1959 года « Девочка ищет отца » режиссера Л. Голуба по повести русского писателя Е. Рысс. Фильм был высоко оценен кинокритиками, награжденными как республиканскими, так и имеющими премию за детскую мастерскую передачей детской жизни белорусского Полесья в условиях немецкой оккупации. Несмотря на клишированные приключенческие элементы, картина наполнена искренними эмоциями, которые Л. Доступны: от боли и сочувствия до радости и присутствия.
Киностудия «Беларусьфильм» выпустила семь игровых лент, созданных на основе произведений белорусской драматургии. Опыт сотрудничества литераторов и кинодеятелей привлекли и других писателей, а именно М. Лынькова, И. Шамякина, В. Быкова, А. Адамовича, В. Короткевича, И. Чигринова к кинопроизводству. Впрочем, такой путь создания фильмов вскрыл непрофессионализм сценаристов и режиссеров. Первые не отваживались на серьезную переработку пьес, вторые несмело выходили за рамки сценического действия.