Путешествия, медицина и литература: загадочная история Саломеи Пильштыновой | Wir.by
Теперь бы о ней сказали: разбиралась в медицине лучше мужчин и вела трэвел-блог ещё до того, как это стало мейнстримом.
Путешествия, медицина и литература: загадочная история Саломеи Пильштыновой
komlik
Мария Комлик

Путешествия, медицина и литература: загадочная история Саломеи Пильштыновой

О Саломее Пильштыновой (она же Русецкая, Гальпирова, Маковская) мы через почти триста лет после ее смерти знаем только то, что она сама разрешила нам знать. Никто так и не может догадаться, откуда и когда она появилась и куда исчезла.

Родилась около 1718 года (точная дата неизвестна) в Новогрудке, получила довольно скромное образование и с детства интересовалась не самым женским занятием — стрельбой. Молодой девушкой вышла замуж за врача Якуба Гальпира, вместе с которым в скором времени переехала в Стамбул. Саломея, авантюристка по природе, начала помогать мужу в работе и сама быстро научилась лечить сначала болезни глаз, а в дальнейшем и внутренних органов, что принесло ей большую популярность и не однажды спасало жизнь.

image.png

Возникает вопрос: как в абсолютно патриархальной мусульманской стране в XVIII веке иностранка получила официальное разрешение заниматься лечебной практикой наравне с мужчинами? Ответ прост: по мусульманским обычаям мужчина, даже врач, не мог посещать гаремы, а правоверные мусульманки не имели право лечить мужчин. Саломея же как представительница другой религии могла свободно работать с любимыми пациентами.

Несмотря на относительную веротерпимость внутри страны, иностранцам работать в больших городах иногда было опасно. Однажды к Саломее пришли два янычара,

Янычары — солдаты личной гвардии султана

переодетые в женскую одежду и завернутые в чадру, и попросили пойти с ними к больной матери в соседний район города и даже собирались оплатить дорогу. Саломея отказалась, так как на улице ее уже ждала повозка, чтобы везти доктора к следующему пациенту. В этот момент подошла женщина, жена врача-еврея Эбеулу, семья которого жила неподалеку, и начала рассказывать о своем опыте в лечении болезней, какого Саломее якобы не хватало, и вызвалась помочь янычарам. Согласно турецкой традиции, надев свои самые дорогие украшения, женщина поехала вместе с солдатами. Вскоре ее нашли убитой и без драгоценностей.

woman_1200x800.png

Саломее часто приходилось становиться своеобразной мисс Марпл и самостоятельно искать выход из запутанных жизненных ситуаций, опираясь исключительно на собственный ум, внимательность к деталям и непреодолимое желание донести до людей правду (так, как она ее понимала). Однажды, когда ее муж лечил одного очень знатного и богатого человека, тот умер. Семья умершего собиралась идти к султану с требованием наказать врача смертью. Саломея с помощью денежной компенсации уговорила родственников не спешить с решением. Выиграв время, она выяснила, что при приготовлении лекарств присутствовал конкурент Гальпира — доктор Фонсека. Не желая попасть в руки турецкого суда, одного из самых жестоких и принципиальных в мире, доктор согласился выплачивать компенсацию вместо Гальпира и уехал из страны.

medicines_600х400.jpg

Авантюры, опасные и иногда невероятные, сопровождали Саломею и за границами Османской империи. Кроме родной Речи Посполитой, она посещала европейские страны и Россию. После преждевременной смерти Якуба Гальпира Саломея некоторое время работала при дворе Михала Казимира Рыбоньки и Франтишки Уршули Радзивилл. В дальнейшем она переехала в Российскую империю, где дружила с Анной Ивановной — императрицей из династии Романовых.

В то время был популярен довольно специфический способ заработка — перепродажа военнопленных. Однажды Саломея встретила пятерых австрийцев, плененных турками, выкупила их и послала каждой из пяти семей письмо, в котором заверила, что пленники находятся в хороших условиях и смогут вернуться на родину, когда их родные пришлют определенную сумму денег. У судьбы хорошее чувство юмора: четыре семьи заплатили выкуп, а вот пятый пленный — Юзеф Фортунат де Пильштын (Пихельштейн) — был, должно быть, не очень нужен родственникам, да так и остался с Саломеей, в скором времени став ее вторым мужем. В дальнейшем наша авантюристка будучи беременной отправится через Альпы в Вену, чтобы найти родителей мужа, и, как можно догадаться, обязательно их найдет.

cash_340х400.pngСвою полную приключений и чудес жизнь Саломея Русецкая описала в мемуарно-приключенческом романе с длинным и красивым названием в лучших традициях эпохи Барокко: «Пададзенае свету рэха заняткаў, падарожжа і жыцця майго авантураў на чэсць і хвалу Пану Богу, у Святой Тройцы Адзінаму, і самой святой Маці Хрыста, пана майго, і ўсім святым». Рукопись произведения, которая теперь находится в Кракове, сопровождается предисловием «К любезному читателю», в котором авторка сообщает интересные подробности о написании произведения:

«... хіба што дзеля таго, каб іншыя, якія ведалі мяне, не дакаралі, што я [...] усе мае тыячасовыя пацехі пакінула, а сама адна ў чужы край без усялякае дапамогі і пацехі выправілася, каб жыць і памерці ў Бозе ў тым краі. Вось таму і хачу ў гэтай маёй кніжачцы паказаць пуціны майго жыцця і пакутаў. Крыўды, пагарды ад мужоў, дзяцей, і блізкіх, і лёкаяў маіх — яны выгналі мяне з Айчыны маёй, дык мілей мне тут жыць, у гэтай пустэльні, у спакоі, у ласцы Божай, чым у Польшчы».

Сохранилось также посвящение Людвике Потоцкой, жене великого гетмана Короны Юзефа Потоцкого, подписанное авторкой — Региной Саломеей Маковской. Из текста посвящения следует, что наисветлейшая Госпожа и Благодетельница (так к ней обращается Саломея) планировала выступить меценаткой и помочь с публикацией произведения. Однако по неизвестным причинам рукопись, к сожалению, оставалась ненапечатанной на протяжении двухсот лет.

Мемуары обрываются едва ли не на полуслове, и нам остается только догадываться, почему так произошло. Может, Саломея решила больше не писать о своей жизни? Или, как мечтала, поехала странствовать в Палестину, а дневник так и остался лежать на столе? Или, дописав последние слова, она отправилась в путешествие, которое не имеет ни начала, ни конца?

А может, вся эта история — только фантазия, что зародилась в голове странствующего полковника артиллерии Иоанна де Витте, среди записей которого и было найдено произведение?

В любом случае, прочитать его можно здесь.

История
Литература
Беларусь
Речь Посполитая
XVIII век
Эпоха просвещения
Барокко
Саломея Пильштынова (Русецкая)