Хочу предостеречь от значительной ошибки: если Ренессанс — это Возрождение, значит, перед этим была какая-то стагнация, какое-то тёмное отсталое Средневековье, а Ренессанс — это движение вперёд, гуманизм, открытие человека. Почему-то именно с этим мрачным Средневековьем связывают большое количество негативных вещей, таких как инквизиция, процессы над ведьмами. Приведу только один факт: все мы знаем имя Джордано Бруно, и большинство из вас знает, как закончилась его жизнь. Это произошло в 1600 году, когда Ренессанс фактически уже прошёл и началась следующая эпоха. Правда в том, что в эпохе Средневековья было много позитивного, оптимистичного, совсем не связанного со страшными представлениями о церковных преследованиях, а все это на самом деле было во времена Ренессанса, в XV, XVI веках. Поэтому мы должны понимать, что это была просто очередная смена парадигм.
Начинается все в Италии, поэтому этапы Ренессанса называются именно итальянскими словами: треченто — XIV век, кватроченто — XV, чинквеченто — XVI. У нас Ренессанс связывается с XVI веком.
Именно в Италии возникают определённые условия, позволившие сформироваться той прослойке, которую мы называем «гуманисты». Общество на определённом этапе поняло, что нужно иметь таких людей, которые будут получать деньги не за то, что они вспахивают землю, не за то, что они что-то строят из камней, а за то, что они умные. Конечно, представление о Ренессансе прежде всего связано с представлением о меценатстве. Когда в Италии приобрели известность и силу такие аристократические фамилии как Сфорца и Медичи, тогда и появилась почва для того, чтобы в литературу пришли гуманисты и сделали то, что они сделали.
Сфорца – правящая династия в Италии периода Ренессанса, герцоги Миланские. Из этого рода происходит Бона Сфорца, королева польская и великая княгиня литовская. Медичи – наиболее известная итальянская династия, правила во Флоренции. Медичи запомнились как первые банкиры и большие патроны итальянского Возрождения. |
Очень важно помнить ещё вот о чем: Ренессанс — это возрождение чего? Возрождение античности, все мы это знаем. Давайте посчитаем, сколько времени даже между треченто — XIV веком — и античностью. Падение Западной Римской империи — середина V века. В Италии — XIV век. Как можно было возродить то, чему тысяча лет? Снова возникает вопрос о физическом состоянии этих рукописей Эсхила, Софокла, Аристофана. Если бы об этих рукописях вспомнили только в XIV столетии, они бы все истлели в библиотеках. Был очень важный промежуточный этап. Мы не должны забывать об этой эпохе, связанной с годами властвования императора Карла Великого в IX веке. Если бы не было монахов, которые, сидя в своих скрипториях, переписывали рукописи античных времён, они бы не дошли до XIV столетия.
На наших землях, в Великом Княжестве Литовском, Ренессанс характеризуется прежде всего расцветом латиноязычной письменности. Два наших крупнейших поэта-латиниста — это Ян Вислицкий, написавший героическую поэму «Прусская война», и Николай Гусовский с его поэмой «Песнь о зубре».
В центре поэмы «Прусская война» — Грюнвальдская битва, но неправильно будет сказать, что это поэма о Грюнвальдской битве. И «Песнь о зубре» — это поэма не о зубре, потому что зубр в поэме является аллегорией. На самом деле это антитурецкая поэма. С одной стороны, Николай Гусовский предостерегает всю Европу от такого серьёзного врага, которым был султан Сулейман Великолепный; с другой стороны, он хочет показать Европе: а кто реально может защитить её в такой опасной ситуации? Это могут сделать рыцари из ВКЛ, во главе которых стоит такой предводитель, как великий князь Витовт.
Николай Гусовский, как и Ян Вислицкий, писал исключительно на латинском языке. Но во времена Ренессанса продолжалась и та традиционная для восточнославянского мира парадигма, зародившаяся ещё во времена Средневековья: церковнославянская письменность, письменность в широком смысле на славянских языках, потому что в XVI веке был уже старобелорусский язык. Именно в этом контексте мы вспоминаем знаменитую Библию Франциска Скорины.
Вопрос о языке Библии — абсолютно неоднозначный. Я бы сказала, что язык Библии Скорины — это церковнославянский язык белорусской редакции. Рассматривая это издание, важно помнить, что Франциск Скорина хотел быть абсолютно оригинальным. Важно и то, что его отец был купцом, и коммерческая жилка, конечно, была и у Скорины. Он хотел создать такой художественный артефакт, который бы хорошо продавался. Отсюда все эти гравюры, виньетки, вставки, инициалы. Эта Библия красивая — этим она отличается от того, что делалось, например, в Московской Руси. И все же эта традиция тоже происходит в русле Ренессанса. В предисловии ко всей Библии Франциск Скорина упоминает знаменитые artes liberales, семь свободных искусств, которые мы часто отождествляем с эпохой Ренессанса, что тоже не правильно. Представление о семи свободных искусствах появилось ещё в V веке, но Ренессанс это представление актуализирует.
«Семь свободных искусств» — учебные предметы в средневековой школе и на подготовительных факультетах университетов; в их число входили: грамматика, риторика, диалектика («тривиум») и арифметика, геометрия, астрономия, музыка («квадриум»). |
XVI век неправильно было бы связать исключительно с Возрождением, потому что есть одна очень важная дата: 1517, год выхода Псалтыри Франциска Скорины. Но эта дата имеет ещё одно значение — это год, когда немецкий священник Мартин Лютер выступил со своим знаменитым произведением «95 тезисов против папских индульгенций». Это было такое событие, которое не могло быть незамеченным во всем мире, в том числе в Великом Княжестве Литовском, и тут появляется Библия Франциска Скорины. Можно считать, что, обращая внимание на эти реформационные процессы, он сделал свою Библию такой, какая она есть. Реформация — ещё одно очень важное течение в XVI веке. И именно в русле двух этих наиважнейших течений, Ренессанса и Реформации, развивалась наша изящная словесность.