⠀ Язеп Дроздович, безусловно, уникальная фигура для белорусского искусства, опередившая свое время. Поражает уже само разнообразие тем его живописи: здесь и необыкновенное видение истории Беларуси, и зарисовки архитектуры, и сказочные пейзажи на дыванах-маляванках, и, конечно, его знаменитые видéния космической жизни. Кроме того, Дроздович самостоятельно занимался исследованиями космоса, издав книгу «Небесные беги»; собирал этнографический материал, исходив Беларусь вдоль и поперек; создавал литературные произведения, – и многое, многое другое.
Однако главным увлечением художника стал космос. Он не только изображал то, что было известно тогдашней науке, но и сам создавал миры, которые в мельчайших деталях описывал. Причем Дроздович утверждал, что видел жизнь на Марсе, Сатурне и Луне, путешествуя по ним... в своих снах. Затем он делал зарисовки увиденного и пытался разгадать, как устроена жизнь тамошних людей, каковы их обычаи, описывал инопланетные города и природу, – и в этих его описаниях совершенно удивительно сочетались наука и фантазия.
Художник, на своем веку переживший сразу несколько эпохальных переломов, ставший свидетелем обеих мировых войн, живущий в среде всеобщей безграмотности, верил в возможность нового, лучшего мира, где в основу всего ляжет гуманизм. Одной из главных идей вселенных Дроздовича стала идея о мире и всеобщей гармонии. Как раз отсюда следуют все его рассказы о другой жизни, к которой нужно относится толерантно, уважать все ее проявления и формы, какими бы они ни были, – на нашей планете или на других.