Эмиграция | Wir.by
Встречаем пана Адама в Берлине, где он оказывается после того, как избегает ареста в Петербурге.
Эмиграция
dubinchynabadzei
Лизавета ДубинчинаМария Бадей

Эмиграция

Мицкевич: география поэта
Это 3 часть цикла
Мицкевич: география поэта
1. Литва, моя отчизна!
2. Империя
3. Эмиграция

Точка 10. Берлин10.png

В Берлин Адам Мицкевич приезжает 6 июня 1829 года. Город ему не нравится, и в письме к Марии Шимоновской он пишет: «В Берлине, по крайней мере, я ничего не нашёл, что заменило бы мне наши обеды, музыку и прогулки; посмотрим, что будет дальше; пока ничего, кроме скуки, препятствий и глупости. В Берлине два дня ищу квартиру: как это необычно и странно!»

В Берлине Мицкевич популярен среди студентов. Также поэт посещает лекции Гегеля.

Точка 11. Веймар11.png

В Веймаре встречается с Гёте, который дарит ему гусиное перо и написанное для него стихотворение.

Точка 12. Рим и другие города Италии12.png

Все дороги приводят пана Адама в город на семи холмах. В Риме он живёт полгода. Мицкевич увлекается культурой Южной Европы, много путешествует по Италии: Неаполь, Сицилия, Помпеи, Милан. В 1830 году, когда возвращается в Рим, узнаёт, что на Родине началось вооруженное восстание.

Точка 13. По дороге домой13.png

Адам Мицкевич скептически относится к восстанию, потому что не видит, как оно может достигнуть цели — восстановления независимости Речи Посполитой. Тем не менее из Рима он устремляется в Польшу и почти доезжает, но… от восстания уже остался только пепел. Мицкевича часто критиковали за неучастие в восстании, обвиняли в эгоизме и трусости. Яркий пример — стихотворение Мавриция Гославского «Адаму Мицкевичу, который развлекается в Риме во время национальной войны». Чувство вины грызёт и самого поэта. Похоже на то, что после восстания Мицкевич задумывается о самоубийстве.

Точка 14. Дрезден14.png

В Дрездене Мицкевич снова берётся за «Дзяды». Вторая и четвёртая части поэмы давно изданы — самое время написать третью. (К слову, первая часть «Дзядов» так и останется незаконченной.) Согласно легенде, за одну ночь Адам Мицкевич создаёт «Великую импровизацию» — ставший знаменитым пламенный монолог главного героя в тюремной камере: Густав-Конрад спорит с Богом, а также подчёркивает особую роль поэта и сравнивает его с Творцом Вселенной. Очевидно, что в свете только что проигранного восстания и почти десятилетней разлуки с Родиной воспоминания Мицкевича о заключении в виленской тюрьме приобретают особую остроту.

Точка 15. Париж15.png

В Париже Адам Мицкевич становится моральным авторитетом для выходцев из Речи Посполитой. Пишет «Книги польского народа и польского пилигримства», издаёт третью часть «Дзядов». В июле 1834 года женится на Целине Шимановской, младше его на 15 лет, с которой у него будет шестеро детей.

В 1834 году в Париже публикуется «Пан Тадеуш» — поэма, которая на многие годы станет «виртуальной Родиной» для эмигрантов из бывшей Речи Посполитой.

Точка 16. Лозанна16.png

На какое-то время Адам Мицкевич вместе с семьёй едет в Швейцарию. В Лозанне ему предложено место профессора латинской литературы. Здесь он пишет последние стихотворения.

Точка 17. Вновь Париж17.png

Когда в 1840 году в Сорбонне открывается кафедра славистики, Мицкевича приглашают читать лекции по славянским литературам. На первую лекцию приходят глава польской эмиграции князь Чарторыйский, один из авторов Конституции 3 мая Юлиан Немцевич, а также писательница-феминистка Жорж Санд в обществе своего любовника Фридерика Шопена.

В это время Адам Мицкевич попадает под влияние мистика Анджея Товяньского и вступает в его секту. Учение Товяньского пан Адам начинает пропагандировать на своих лекциях, открыто восхищается Наполеоном I, за что в мае 1844 года французское правительство на несколько месяцев отправляет его в отпуск. А потом окончательно увольняет из Сорбонны.

Точка 18. Константинополь18.png

В 1853 году разгорается Крымская война. Мицкевич едет в Константинополь и организовывает польский легион, чтобы воевать против Российской империи и бороться за возрождение Речи Посполитой. В Константинополе он живёт в ужасных условиях. В городе начинается эпидемия холеры.

Адам Мицкевич умирает 26 ноября 1855 года.

По одной из версий, он был отравлен. По другой, Мицкевич подстроил свою смерть. Но официальная версия смерти от холеры выглядит наиболее правдоподобной.

Точка 0. Краков0.png

В 1890 году останки Адама Мицкевича перевозят в Краков. Гроб занимает место в подземельях вавельского кафедрального собора. Поэт похоронен рядом с королями.

История
Литература
Европа
Романтизм
XIX век
Адам Мицкевич